Три стратегии управления изменениями: как выбрать правильный подход
Каким способом перейти от текущего состояния к желаемому будущему?
Чтобы ответить на этот вопрос и выбрать верно стратегию, сначала нужно отделить ведение дел от способа ведения дел.
Управляя изменениями, мы трансформируем способ! И в зависимости от цели, выбираем конкретный фокус и стратегию изменений.
Представьте, что ваш бизнес-это корабль.
- Первый капитан говорит: «Заменим паруса, подлатаем борта — и вперед». Это совершенствование.
- Второй капитан: «Убираем паруса, оставляем корпус, устанавливаем мотор». Это модернизация.
- Третий: «А что, если мы будем плавать не на воде, а под водой? Сжигаем корабль – строим подводную лодку». Это радикальная инновация.
Управление изменениями (change management) — это структурированный подход к переходу организации, команд и отдельных сотрудников от текущего состояния к желаемому будущему.
Ключ к успеху — понимать, с каким типом изменений вы имеете дело, и выбирать подходящую стратегию.
1. Совершенствование (Операционные улучшения)
Суть: непрерывное улучшение текущих процессов, развитие существующих моделей бизнеса и получения дохода. Эта стратегия подразумевает, что вы каждый день делаете дело лучше, постепенно доводя его до желаемого состояния.
Актуальность применения:
Базовый процесс устраивает, нужно улучшить его качество, повысить эффективность, снизить издержки.
Например:
→ Оптимизация работы с клиентами, выстраивание более доверительных отношений.
→ Обучение сотрудников soft skills.
2. Модернизация (Трансформация бизнес-модели)
Суть: пересмотр существующих моделей ведения бизнеса и получения дохода, трансформация бизнес-модели для повышения эффективности.
Актуальность применения:
Базовая идея рабочая, но текущая модель частично устарела, нужны радикальные трансформационные меры по определенным ключевым показателям.
Например:
→ Добавление к офлайн-ритейлу канала онлайн-продаж.
→ Автоматизация производства с сохранением основного продукта.
3. Радикальная инновация (Изменение правил игры)
Суть: тотальная перестройка модели бизнеса и получения дохода, полный переворот в бизнес-модели, продукте или подходе к клиентам.
Актуальность применения:
- Текущая модель исчерпала себя, нужен прорыв.
- Компания выходит на новый рынок или создает новый продукт.
Например:
→ Агрегаторы, маркетплейсы.
→ Банки, внедряющие blockchain-платежи.
Риски:
Чем кардинальнее изменения, тем выше риски. Внедряя инновации, есть риск полного разрушения бизнеса.
Все три стратегии изменений могут работать в одной компании одновременно. Более того, нужно следить за тем, чтобы они все присутствовали и находились в балансе.
Ошибка многих компаний — фокусироваться только на одном типе. Например, улучшать процессы, но не замечать, что рынок уже требует революции.
P.S. К личностным изменениям также применимы эти три типа стратегий. Принципы управления изменениями будут одинаковыми для одного человека или организации.
Какой тип изменений сейчас актуален для вашего бизнеса? Делитесь в комментариях! ![]()